Томатис терапия для детей — метод нейросенсорной слуховой стимуляции, разработанный французским отоларингологом Альфредом Томатисом. Курс терапии Томатис позволяет “перепрограммировать” слух, настроить пациента на активное слушание вместо пассивного восприятия отдельных звуков. Методика активно используется в психолого-педагогической практике для коррекции нарушений у взрослых и детей.
Доказательная база методики
В научном мире метод слуховой стимуляции получил признание еще в 1954 году после многочисленных исследований. Наблюдая за творческими людьми с нарушениями слуха, Альфред Томатис заметил, что у вокалистов, утративших голос, наблюдались нарушения слуха в определенных частотах. Отоларинголог пришел к выводу, что для развития слуха важна способность не просто слышать звуки, а правильно использовать услышанное.
После изобретения собственного аппарата “Электронное ухо” Томатис провел ряд опытов с маленькими пациентами. По окончании курса нейросенсорных тренировок дети становились более эмоциональными, быстрее осваивали родную речь и приобретали социальные навыки.
Так ученый вывел 3 закона, которые легли в основу метода Томатиса:
Голос человека в состоянии воспроизвести только те звуки, которые слышит ухо. Проблемы со слухом и говорением взаимосвязаны.
Восстановить слух и развить активное слушание можно при помощи сенсорных тренировок. Они учат распознавать интонации, темп речи, узнавать разнообразные новые звуки.
Определяющим фактором в успешном овладении родной речью выступает голос матери.
Исследования показали, что отдельные структуры слухового анализатора и центры головного мозга, отвечающие за переработку звуковых сигналов, способны восстанавливать свои функции. Поэтому акустические тренировки можно активно использовать для психокоррекции и добиваться существенного прогресса в развитии.